Орден древних и принятых Вольных Каменщиков

Великая Ложа государства Израиль

Достопочтенная

Ложа "Моцарт№85"

Дата основания: 9 апреля 2006 года
Heb
Eng

Число три в философии Пифагора и практике вольных каменщиков

Число три в философии Пифагора и практике вольных каменщиков

01 июня 2019

 

Для христианства характерно особое отношение к слову « Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог». При этом Число противопоставлялось Слову. Вероятно лучше всего об этом написано у Николая Гумилева
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
…………………………
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
…………………………………………….
Для нас, неотъемлемой частью жизни которых стал компьютер, способность числа передавать все оттенки смысла не вызывает сомнений. Однако во времена Гумилева это было не столь очевидно. Поэтому некоторые считают этот стих провозвестником торжества чисел. Это не так. Стих Гумилева явно указывает на ограниченность роли чисел, противопоставляя их бесконечной мощи слова. Но в древних религиях числа рассматривались шире , как символы фундаментальных сущностей.

В европейскую культуру эти древние верование перенесены через Грецию. В этом огромная роль принадлежит Пифагору. Пифагор, родился около 570 года в Самосе и умер в 490 году до нашей эры в Метапонте в Южной Италии. Его жизнь почти неизвестна. Считается, что он побывал в Египте. Достоверно известно что после отъезда из родного города Самоса, где управлял тиран Поликрат, он поселился в Кротоне на юге Италии и создал там школу, во многом напоминающую будущие монашеские ордена. Его называли Учитель ( Интересно, что он по-видимому первый стал использовать слово «философ» т.е. «любитель мудрости». До него в ходу было слово «мудрец» т.е. «знающий мудрость»). Ученики делились на три уровня «акусматики» т.е. «готовые слушать», математики ( относящиеся к наукам, изучившие основы арифметики, геометрии, гармонии) и «избранные» (изучившие полный курс ). В организованное им общество на равных условиях принимались и мужчины и женщины; все члены общества владели собственностью сообща и вели одинаковый образ жизни. Разглашение учения считалось преступлением и могло быть наказуемым вплоть до смертной казни.

Пифагор развивал сложное философское учение. Его космогония учила, что началом всего является «ЕДИНОЕ» (монада), которое произвело на свет неопределенную материю (дуаду). От Единого и Дуады произошли числа, из них – точки, линии, поверхности и объемы. Объемы породили четыре элемента (землю, огонь, воздух, воду) и сферу Вселенной (эфир). Эти элементы создали Вселенную. Вселенная – сферическое живое существо, в его центре находится Земля, круглая и обитаемая по всей поверхности. Вселенная вращается вокруг самой себя и окружена огненными сферами (дорогами), которые концентричны земной сфере и их радиусы соотносятся между собой как 2:1, 3:2, 4:3. Огромные светила несутся по ним, порождая гармонический звук. Эта доктрина называется «гармонией сфер». Она тесно связана с открытием Пифагора, что известные к его времени музыкальные интервалы – октава, квинта и кварта – могут быть выражены именно этими соотношением между числами 1, 2, 3 и 4. Как говорит Дикеарх, Пифагор также учил, “во-первых, что душа,… бессмертна, во-вторых, что она переселяется в другие виды животных, в-третьих, что все, что некогда произошло, через определенные периоды [времени] происходит снова, а нового нет абсолютно ничего, и в [четвертых], что все живые существа… следует считать родственными друг другу” . Говорят, Пифагор узнал голос своего умершего друга в визге избиваемой собаки. Наряду с этим в философию входили многочисленные табу. Особенно греховным считалось употребление в пищу бобов.

Из изложенного видно, что Пифагор отводил числам особую роль. Математическое знание казалось определенным, точным и применимым к реальному миру; более того, казалось, что это знание получали, исходя из чистого размышления, не прибегая к наблюдению. Из двух возможных направлений мысли: (1) математический объект – упрощенная идеальная модель многих похожих друг на друга реальных объектов, (2) реальный объект – несовершенная испорченная реализация идеального математического объекта, предпочтение однозначно отдавалось второму подходу. Отталкиваясь от пифагорейской теории гармонии в музыке, Никомах, пифагореец I века н. э., объяснял, что в основе мироздания лежит числовая схема. “Все, что систематически создано природой во Вселенной, и в частях своих, и в целом, определено и упорядочено в соответствии с числом по замыслу создателя всего сущего; ибо замысел был отражен в предварительной схеме под влиянием числа, задуманного Богом-творцом, числа еще умозрительного и нематериального, но в то же время отражающего суть и смысл. В соответствии с ним, с этим художественным планом, должно было быть создано все – вещи, время, движение, небеса, звезды и все виды преобразований”.

Пифагор определял число как энергию и считал, что через науку о числах раскрывается тайна Вселенной, ибо число заключает в себе тайну вещей. Именно наука о числе может обладать ключом жизни и сути бытия. В качестве чисел Пифагор рассматривал только натуральные числа и то, что из них можно получить простыми действиями. Основой его системы служила Монада, или Священная Единица. Она называется так потому, что всегда остается в одном и том же состоянии, то есть отделенной от множественности. Монада означает во-первых, ВСЕ – включающее Единое и во-вторых любое множество, рассматриваемое как целое.

Таким образом, Вселенная рассматривается как Монада, но монадами можно считать индивидуальные части по отношению к частям, из которых они состоят. Единица не считалась ни четной, ни нечетной. Дуада олицетворяет собой неравенство, нестабильность, подвижность, дерзость (потому что является первым числом, отделившим себя от божественного Единого). Дуада есть символ Великой Матери. “Два” – это первое соприкосновение духа с материей, вечного с тленным. “Двойка” есть начало мировых иллюзий и страданий. В противоположность гармонии числа “один”, здесь присутствует дисгармония дуализма. Число 2 лежит в основе всех бинарных противопоставлений, с помощью которых различные доктрины описывают мир.

В пифагорейской философии особую роль играл прямоугольный треугольник с целочисленными сторонами, например «египетский треугольник» 3-4-5.
Положение, согласно которому сумма квадратов сторон прямоугольного треугольника, прилежащих к прямому углу, равна квадрату третьей стороны – гипотенузы, считается величайшим открытием Пифагора или его непосредственных учеников. Однако в архитектуре древнемесопотамских надгробий встречается равнобедренный треугольник, составленный из двух прямоугольных со сторонами 9, 12 и 15 локтей. Пирамиды фараона Снофру (XXVII век до н. э.) построены с использованием треугольников со сторонами 20, 21 и 29, а также 18, 24 и 30 десятков египетских локтей. Отсюда можно предположить, что сам факт в той или иной форме был известен намного раньше. Однако считается, что Пифагорейцы открыли несоизмеримость диагонали квадрата с единицей. Это открытие означало крах все философской системы Пифагора.

Существование дробей, задаваемых как пара чисел – числитель и знаменатель – не противоречило общей конструкции. Оно означало, что в качестве новой монады( единицы) надо взять нужную часть действующей единицы и повторить ее нужное число раз. Например, три седьмых. Новая единица будет равна одной седьмой части от действующей единицы, и эту новую единицу надо взять три раза. Или ее можно считать отношением двух отрезков, которые в новой единице имеют длину 3 и 7. Однако, для диагонали и стороны квадрата нельзя найти такой маленький отрезок чтобы он укладывался целое число раз и на стороне и на диагонали квадрата. Гиппас из Метапонта, разгласивший это открытие был подвергнут символической казни и, действительно, вскоре потерпел кораблекрушение и утонул.

Сегодня мы будем говорить только об особой роли числа три.

Триада – это первое равновесие единиц, это первое число, которое по-настоящему нечетно. При его разделении сохраняется центр, то есть центральная точка равновесия.
Число 3 сравнивается пифагорейцами с мудростью, потому что люди организуют настоящее, предвидят будущее и используют опыт прошлого. Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель — законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец». Пифагор учил, что триада – священное число, потому что она усть сумма монады (Божественного Отца) и дуады (Великой Матери) и, следовательно, является андрогенной. Она символизирует тот факт, что Бог порождает свои меры из себя, и Его творческий аспект символизируется треугольником. Пифагорейцы различали три мира как вместилища принципов, разума и количеств.

Религия выражается в божественной триаде. После сочетания духа и материи, в мире рождается нечто третье – душа явлений и душа человека. “Три” есть символ души. С числом 3 связан треугольник, первая геометрическая фигура. Египетский треугольник был символом творения. Короткий (длины 3) вертикально стоящий катет олицетворял мужское начало. Горизонтальный (длины 4) катет представляет женское начало. Гипотенуза представляет собой результат их взаимодействия. (отец – мать – ребенок) Любопытно сравнить это с современной теорий онкогенеза, где болезнь (рак) является результатом взаимодействия инициатора (мужское начало) и промоутера (женское начало). Возможны и другие тройные формы: трискелион (трехлучевая свастика), трилистник, трезубец, три молнии, геральдическая лилия, три рыбы с общей головой (символ христианской Троицы). «Сила трех» универсальна и олицетворяет трехчастную природу мира, мыслимого как небо, земля и воды. Это человек: тело, душа и дух; рождение, жизнь и смерть. Это начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее. Три также самое меньшее количество, составляющее родовую общину, маленькое «племя».

В общественной и судебной практике три – наименьшее количество людей, имеющих право принимать сколь-либо значимые решения, как, например, триумвират в Древнем Риме. Орфическая символика включает триаду: бытие, жизнь, постижение. В Каббале (название этого сокровенного знания происходит от трехбуквенного корня КБЛ, означающего «получить») тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания. В Библии три ступени творения: первобытный хаос, сотворение Адама и освящение субботы.

Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза.
Три – наиболее часто встречающееся число в Евангелиях: три волхва, три отречения Петра, три распятия на Голгофе, воскресение Иисуса Христа – через три дня, три явления после смерти, три Марии, три богословских добродетели – Вера,Надежда, Любовь.
Три играет исключительную роль в теории и практике Масонства: Вот только часть примеров: Три храма Соломона- Великий Дом вселенной, человеческое тело=Малый дом, Дом Духа (Душевный дом). Три великих мастера: Соломон, царь израильский, Хирам, царьТирский, и Хирам-Абиф, который был убит тремя товарищами. Трое ворот Храма восточные, западные и южные.На севере не было выхода, потому что лучи солнца никогда не падают с этой стороны. Ложу поддерживают три столба : мудрость, сила и красота. Они означают трех великих мастеров. Работой ложи руководят три должностных брата и трое ( не считая привратника) помогают руководить работой, на алтаре находятся три священных символа -священная книга или книги, циркуль, наугольник. Ложу освещают символически три света – звездный, лунный, солнечный. Масон проходит три начальных степени (ученик, подмастерье, мастер), три призыва Братской цепи (Свобода, равенство, братство)…

Этот список можно продолжать, но дело не в перечислении, а в символике триединства, которое лежит в самой основе масонского взгляда на мир.